Экологический отдел

Паспорт канцерогенности предприятия

Канцерогеноопасной организацией является организация, в которой работники подвержены воздействию канцерогенных факторов (веществ), или существует опасность загрязнения канцерогенами окружающей среды. Перечень канцерогенных факторов и веществ представлен в СанПиН 1.2.2353-08 «Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности». Для таких предприятий необходима разработка и согласование Санитарно-гигиенического паспорта канцерогеноопасной организации.Форма паспорта утверждена в методических указаниях МУ 2.2.9.2493-09 «Санитарно-гигиеническая паспортизация канцерогеноопасных организаций и формирование банков данных».К канцерогеноопасным можно отнести такие процессы, как техническое обслуживание и ремонт автомобилей, сжигание топлива в двигателях автомобилей, эксплуатация станков, деревообработка, лакокрасочные и сварочные работы и т.д.

Весь перечень производственных процессов и веществ представлен в вышеуказанных СанПиН 1.2.2353-08.Целью разработки паспорта канцерогенности является профилактика онкологической заболеваемости, а также установление связи онкологического заболевания с технологическими процессами на производстве.Согласование паспорта производится территориальным органом Роспотребнадзора, с регистрацией в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии». Паспорт рассматривается в течение 30 рабочих дней.Согласно МУ 2.2.9.2493-09 срок хранения паспорта на предприятии составляет не менее 45 лет, с актуализацией сведений каждые 5 лет или ранее по предписанию органов Роспотребнадзора при изменении технологических процессов. Ответственность за отсутствие паспорта канцерогенности предприятия — штраф предусмотрен по следующим статьям: Статья 6.3 КоАП РФ:

  • на должностных лиц — от 500 до 1 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 500 до 1 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 3 месяцев;
  • на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 3 месяцев.

Статья 8.2 КоАП РФ:

  • на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 000 до 50 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 3 месяцев;
  • на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 3 месяцев.

Паспорт токсичных отходов, определение класса опасности токсичных отходов

Необходимость в определении класса опасности токсичного отхода основывается на требованиях санитарного законодательства (ст. 2, 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Классы опасности токсичных отходов должны определять все юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся обращением с отходами.

Согласно п. 3.28 ГОСТ 30772-2001 токсичные отходы — это отходы, содержащие вещества, которые представляют или могут представить угрозу для человека в результате биоаккумулирования и (или) токсичного воздействия на биотические системы.

Роспотребнадзор разделяет отходы на 4 класса опасности и обозначает их арабскими цифрами:

  • 1 класс – чрезвычайно опасные;
  • 2 класс – высокоопасные;
  • 3 класс – умеренноопасные;
  • 4 класс – малоопасные.

Токсичность отхода определяется согласно СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления» на основании данных о составе и свойствах отходов.

Состав отхода определяется исходя из лабораторных анализов, выполненных аккредитованной лабораторией.

Следующий шаг – определение класса опасности. В первую очередь используется расчетный метод на основании величины суммарного индекса опасности. Если нет возможности осуществить расчетный метод – используется экспериментальный, который базируется на методах гигиенического нормирования и государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

При разработке паспортов токсичности учитываются паспорта на опасные отходы – экологические по ФККО, регулируются Росприроднадзором, поэтому они также должны быть на предприятии.

После разработки Материалов обоснования классификации отходов I-IV классов опасности согласно Санитарным правилам по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления СП 2.1.7.1386-03 мы сопровождаем их согласование в Роспотребнадзоре.

Ответственность за отсутствие паспортов токсичности отходов

Штраф предусмотрен статьей 8.2 (пункт 9) КоАП РФ:

  • на должностных лиц — от 20 000 до 40 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 40 000 до 60 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 200 000 до 350 000 рублей.

Технический отчет по обращению с отходами

Технический отчет по обращению с отходами (технический отчет о неизменности производственного процесса и используемого сырья, технический отчет о неизменности, технический отчет по ПНООЛР) составляется и передается на согласование предприятиями, имеющими Документ об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещения (далее – Лимит), выданный при согласовании проекта ПНООЛР. 

 Отчетным периодом является календарный год действия Лимита.

Порядок разработки Технического отчета

Форма Технического отчета по обращению с отходами представлена в Приказе Минприроды России от 05.08.2014 № 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

Технический отчет содержит в себе информацию о количестве образованных и не образованных отходов, сведения о передаче (приеме) отходов другим организациям, копии договоров, актов, лицензий. Если количество образованных и размещенных отходов превышает Лимит, установленный в проекте НООЛР, необходимо пояснение данного факта, исключающее корректировку проекта в целом и его повторную разработку.

Срок сдачи Технического отчета — в течение 10 рабочих дней с момента истечения отчетного периода. Отчетным периодом является календарный год от даты утверждения Лимита на размещение отходов.

Орган, принимающий отчет, для объектов федерального уровня надзора — территориальный орган Росприроднадзора, для объектов регионального уровня надзора – Министерство природных ресурсов.

ГАУ РК «ЦЛАТИ» разрабатывает и проводит согласование Технических отчетов о неизменности производственного процесса и используемого сырья для продления Лимитов на размещение отходов любой сложности для любых предприятий по Республике Крым, г. Севастополю и другим субъектам РФ.

Ответственность за отсутствие Технического отчета

В случае непредставления Технического отчета в течение 10 рабочих дней с момента истечения очередного года с даты утверждения Лимитов – расчет платы за размещение отходов осуществляется по сверхлимиту в 5-кратном размере до момента, пока Технический отчет не будет представлен на согласование.

Отчетность и уплата экологического сбора

Расширенная ответственность производителя (РОП) предполагает, что производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации отходов. Данные правоотношения регулируются статьями 24.2-24.5 ФЗ № 89 от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» (введены в действие ФЗ № 458 от 29.12.2014).

Перечень таких товаров и упаковки утвержден распоряжением Правительства от 28.12.2017 № 2970-р. В Перечень периодически вносятся изменения, тем самым список групп товаров (упаковки) расширяется.

Нормативы утилизации отходов от использования товаров и упаковки утверждены Распоряжением Правительства РФ от 04.12.2015 № 2491-р.

В случае невыполнения нормативов утилизации по каждой категории товаров (упаковки), установленных Распоряжением № 2491-р, на производителей и импортеров товаров возложена обязанность по уплате экологического сбора.

Ставки экологического сбора при невыполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утверждены Постановлением Правительства РФ от 09.04.2016 № 284.

В основу механизма РОП был заложен принцип экономического стимулирования отрасли утилизации, а не уплаты экологического сбора. Очевидно, что нормативы утилизации и ставки будут пересматриваться только в сторону увеличения, и, соответственно, платить экологический сбор будет невыгодно, а вот утилизировать самостоятельно либо заключать договоры на утилизацию с переработчиками отходов будет и экономически, и экологически выгодно.

Состав и срок подачи отчетности по экологическому сбору
Наименование документаСрок подачи в Росприроднадзор *Нормативный документ, определяющий форму отчета
Декларация о товарах и упаковкеЕжегодно до 1 апреляПостановление Правительства РФ № 1417 от 24.12.2015 г.
Отчет о выполнении нормативов утилизацииЕжегодно до 1 апреляПостановление Правительства РФ № 1342 от 08.12.2015 г.
Расчет экологического сбора и уплата по немуЕжегодно до 15 апреляПостановление Правительства РФ № 1073 от 08.10.2015 г.;

Приказ Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488

* 1) производители товаров подают отчетность в территориальные органы Росприроднадзора;
2) импортеры подают отчетность в центральный аппарат Росприроднадзора;
3) если одно юридическое лицо одновременно является и производителем, и импортером товаров, отчетность представляется в центральный аппарат Росприроднадзора.

От уплаты экологического сбора освобождены компании, производящие упаковку (например, стеклянные банки, коробки из картона) и продающие ее другим организациям, а также компании, импортирующие упаковку не для реализации потребителям, а для собственных нужд.

Экологический сбор не уплачивается в отношении товаров, подлежащих утилизации, которые вывозятся за пределы Российской Федерации.

Расчет и уплату экологического сбора необходимо выполнить организациям, которые производят следующие виды товаров:

  • Бумага и картон (тара из гофрированного картона)
  • Бумажные пакеты, хозяйственные санитарно-гигиенические принадлежности (тарелки, стаканы, подносы, салфетки из бумаги, туалетная бумага) канцелярские принадлежности из бумаги (тетради, блокноты, альбомы).
  • Нефтепродукты
  • Шины, покрышки
  • Резиновые изделия
  • Пластиковая тара (мешки, сумки, бутылки, коробки емкостью до 2 л.)
  • Пластиковая упаковка (мешки, сумки, бутылки, коробки емкостью более 2 л.)
  • Листовое стекло (безопасное, упрочненное)
  • Полое стекло (бутылки, банки, посуда, пробки, крышки)
  • Тара из металла (консервные банки)
  • Тара из металла (бочки, банки, ящики объемом более 300 л.)
  • Аккумуляторы
  • Аккумуляторные батареи

Полный перечень представлен в распоряжении Правительства от 28.12.2017 № 2970-р. Если та или иная продукция в перечне не упомянута, то ее производители и импортеры экосбор не платят.

Расчет экологического сбора, подготовка декларации о количестве выпущенных товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, а также отчета о выполнении нормативов утилизации — задача, решаемая специалистами ГАУ РК «ЦЛАТИ».

Ответственность за отчетность по экосбору

Штраф за отсутствие либо несвоевременное представление отчетности. Статья 8.5.1 (пункт 1) КоАП РФ:

  • на должностных лиц — от 3 000 до 6 000 руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей — от 50 000 до 70 000 руб.;
  • на юридических лиц — от 70 000 до 150 000 руб.

Штраф за представление отчетности в неполном объеме, либо с недостоверными сведениями. Статья 8.5.1 (пункт 2) КоАП РФ:

  • на должностных лиц — от 3 000 до 6 000 руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей — 2-кратный размер суммы экосбора, подлежащей уплате по каждой группе товаров (упаковки), но не менее 100 000 руб.;
  • на юридических лиц — 2-кратный размер суммы экосбора, подлежащей уплате по каждой группе товаров (упаковки), но не менее 250 000 руб.

Штраф за неуплату в установленные сроки экологического сбора. Статья 8.41.1 КоАП РФ:

  • на должностных лиц — от 5 000 до 7 000 руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей — 3-кратный размер неуплаченной суммы экосбора по каждой группе товаров (упаковки), но не менее 250 000 руб.;
  • на юридических лиц — 3-кратный размер неуплаченной суммы экосбора по каждой группе товаров (упаковки), но не менее 500 000 руб.

Отчет о производственном экологическом контроле (ПЭК)

По Программе производственного экологического контроля (ПЭК) юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие объекты I, II, III категорий, составляют и подают на согласование Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.

Форма отчета по ПЭК утверждена Приказом Минприроды России от 14.06.2018 г. № 261. Методические рекомендации по заполнению формы Отчета по ПЭК утверждены Приказом Минприроды России от 16.10.2018 года № 522.

Срок подачи Отчета по ПЭК

Срок подачи Отчета по ПЭК – ежегодно до 25 марта.

Орган, принимающий отчет по программе ПЭК, для объектов федерального уровня надзора – территориальный орган Росприроднадзора, для объектов регионального уровня — Министерство природных ресурсов.

Ответственность за отсутствие Отчета по ПЭК

Штраф предусмотрен по следующим статьям:

Статья 8.1 КоАП РФ:

  • на должностных лиц — от 2 000 до 5 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 20 000 до 100 000 рублей.

Статья 8.5 КоАП РФ:

  • на должностных лиц — от 3 000 до 6 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 20 000 до 80 000 рублей.

Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)

Плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) обязаны вносить все юридические лица и индивидуальные предприниматели, кроме предприятий, осуществляющих деятельность исключительно на объектах IV категории (статья 16.1 Федерального закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). Категория предприятию присваивается при постановке на учет объектов НВОС.

Из определения следует, что если предприятие одновременно ведет деятельность на объектах НВОС (собственных или арендованных), отнесенных к другим категориям, помимо IV – на I,II или III – то плата за НВОС вносится по всем объектам, в том числе и по IV категории.

Плата взимается за следующие виды негативного воздействия:

  • плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами;
  • плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • плата за размещение отходов производства;
  • плата за размещение твердых коммунальных отходов (только для операторов по обращению с ТКО);
  • плата за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа.

Форма и порядок заполнения Декларации о плате за НВОС утверждены требованиями Приказа Минприроды России от 09.01.2017 № 3. Ставки платы ежегодно меняются в соответствии с постановлениями Правительства РФ.

Срок подачи Декларации о плате за НВОС
  • не позднее 1 марта — внесение платы за НВОС предприятием;
  • не позднее 10 марта — подача Декларации в территориальный орган Росприроднадзора.
  • не позднее 20 апреля, 20 июля, 20 октября — внесение квартальных авансовых платежей в размере ¼ от суммы платы за НВОС, уплаченной за предыдущий год (кроме субъектов малого и среднего предпринимательства).

Следует отметить, что за выбросы и сбросы в платежном поручении указывается ОКТМО места расположения источника выбросов или сбросов, а за размещаемые отходы указывается ОКТМО объекта размещения отходов (полигона).

К Декларации о плате за НВОС прикрепляются заверенные копии подтверждающих документов, она должна быть пронумерована, прошита и скреплена печатью.

Датой представления декларации о плате на бумажном носителе считается отметка территориального органа Росприроднадзора о получении декларации с указанием даты, проставляемой на бумажном носителе, или дата почтового отправления.

Подача нулевой Декларации о плате за НВОС не предусмотрена.

ГАУ РК «ЦЛАТИ» проводит расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду и их согласование для любых предприятий по Республике Крым, г. Севастополю и другим субъектам РФ.

Ответственность по Декларации о плате за НВОС

Штраф за невнесение в установленные сроки платы за НВОС. Статья 8.41 КоАП РФ:

  • на должностных лиц — от 3 000 до 6 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.

Штраф за несвоевременную подачу Декларации, искажение в ней информации. Статья 8.5 КоАП РФ:

  • на должностных лиц — от 3 000 до 6 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 20 000 до 80 000 рублей.

Отчетность по форме 2-ТП (воздух)

Форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) заполняют юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (включая котельные), независимо от того, оборудованы они очистными установками или нет, и от которых в отчетном году осуществлялся выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в следующих объемах:

  • объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по объекту НВОС превышают 10 тонн в год;
  • объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по объекту НВОС составляют от 5 до 10 тонн в год включительно при наличии в составе выбросов загрязняющих атмосферу веществ 1 и (или) 2 класса опасности.

Форма и правила предоставления отчетности 2-ТП (воздух) утверждены Приказом Росстата от 08.11.2018 № 661.

Срок подачи формы 2-ТП (воздух)

Отчет 2-ТП (воздух) подается в электронном и бумажном виде ежегодно не позднее 22-го января в территориальное управление Росприроднадзора по месту учета объектов НВОС.

Подача нулевого отчета 2-ТП (воздух) не предусмотрена.

ГАУ РК «ЦЛАТИ» разрабатывает и согласовывает отчеты 2-ТП воздух любой сложности и для предприятий любого направления деятельности по Республике Крым, г. Севастополю и другим субъектам РФ.

Ответственность по форме 2-ТП (воздух)

Штраф за несвоевременную подачу, а также недостоверную информацию:

Статья 13.19 КоАП РФ:

  • на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 20 000 до 70 000 рублей.

Отчетность по форме 2-ТП (отходы)

Все юридические лица и индивидуальные предприниматели вне зависимости от категории эксплуатируемых объектов НВОС обязаны подавать статистическую отчетность по форме 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления».

Форма и содержание отчетности 2-ТП (отходы) утверждена Приказом Росстата от 10.08.2017 № 529.

Срок подачи формы 2-ТП (отходы)

Отчет 2-ТП (отходы) подается в электронном и бумажном виде ежегодно до 1 февраля в территориальное управление Росприроднадзора.

Для каждого объекта НВОС подается отдельный отчет. В случае отсутствия у предприятия объектов НВОС и наличия нескольких площадок — отчет подается по каждому обособленному подразделению, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (независимо от того, отражено или не отражено создание обособленного подразделения в учредительных или иных документах организации).

Подача нулевого отчета 2-ТП (отходы) не предусмотрена.

Сведения, представленные в отчете 2-ТП отходы, соответствуют его полному названию: это перечень отходов, образовавшихся в течение года, их количество и сведения о передаче специализированным организациям.

ГАУ РК «ЦЛАТИ» разрабатывает и согласовывает отчеты 2-ТП отходы любой сложности и для предприятий любого направления деятельности по Республике Крым, г. Севастополю и другим субъектам РФ.

Ответственность по форме 2-ТП (воздух)

Штраф за несвоевременную подачу, а также недостоверную информацию:

Статья 13.19 КоАП РФ:

  • на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 20 000 до 70 000 рублей.

Декларация о воздействии на окружающую среду (ДВОС)

Декларацию о воздействии на окружающую среду (ДВОС) обязаны разрабатывать юридические лица и индивидуальные предпринимателями, осуществляющие деятельность на объектах II категорий (Статья 31.2 ФЗ № 7 от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды»).

Декларация ДВОС оформляется согласно Приказу Минприроды РФ от 11 октября 2018 г. № 509 и содержит основные сведения об объекте НВОС: вид основной деятельности, информацию о реализации природоохранных мероприятий, сведения об авариях и инцидентах, объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объем или масса отходов, информацию о программе ПЭК и другие сведения.

Приложением к ДВОС являются расчеты нормативов допустимых выбросов и расчеты нормативов допустимых сбросов, а также в ДВОС имеется раздел об образованных и размещаемых отходах, который заполняется на основе проекта ПНООЛР.

Важно! Согласно ФЗ № 496 от 25.12.2018 необходимо представить в уполномоченный орган ДВОС не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из следующих документов:

  • разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • разрешения на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;
  • нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

С другой стороны, целый ряд организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, оказались отнесены ко II категории НВОС и ранее не разрабатывали ПНООЛР. Важно! То есть для субъектов МСП II категории возникает необходимость незамедлительной разработки ПНООЛР с одновременной разработкой ДВОС, для того чтобы в Декларации о плате за НВОС за 2019 и последующие годы плата за размещенные отходы не взималась в пятикратном размере.

Срок действия ДВОС

7 лет при условии неизменности технологического процесса.

Ответственность по ДВОС

Штраф за отсутствие, несвоевременную подачу, искажение данных в ДВОС. Статья 8.5 КоАП РФ:

  • на должностных лиц — от 3 000 до 6 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 20 000 до 80 000 рублей.
  • а также Платежи за негативное воздействие на окружающую среду с повышающими коэффициентами вплоть до 100 раз в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

Программа производственного экологического контроля (ПЭК)

Программу производственного экологического контроля (ПЭК) согласно пункту 2 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» обязаны разрабатывать юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие деятельность на объектах I, II и III категории (категория присваивается при Постановке на учет объектов НВОС).

Требования к содержанию программы производственного экологического контроля утверждены Приказом Минприроды №74 от 28.02.2018 г. и применяются с 15 апреля 2018 г.

В программе ПЭК отражаются сведения о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросах в водные объекты, образующихся отходах, об ответственных должностных лицах, методах осуществления производственного контроля.

Программа ПЭК является внутренним документом предприятия и не требует согласования в органах исполнительной власти.

Для чего необходимо разрабатывать ПЭК

Помимо того, что программа производственного экологического контроля – обязательное требование экологического законодательства РФ, ее разработка призвана снизить негативное воздействие предприятия на окружающую среду, при помощи плана проведения специальных природоохранных мероприятий.

Срок действия программы ПЭК

Бессрочно при условии неизменности технологического процесса. При замене технологических процессов или оборудования, изменении выбросов, сбросов более чем на 10% необходимо скорректировать программу ПЭК в течение 60 рабочих дней со дня изменений (пункт 1 Приказа Минприроды №74 от 28.02.2018 г.).

Обращаем внимание, что, несмотря на отсутствие необходимости согласования самой программы ПЭК, предприятия обязаны подавать Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля ежегодно до 25 марта. Отчет подается либо в Росприроднадзор, либо в Министерство природных ресурсов, в зависимости от уровня надзора (федеральный или региональный) за предприятием.

Ответственность за отсутствие ПЭК

Штраф предусмотрен по следующим статьям:

Статья 8.1 КоАП РФ:

  • на должностных лиц — от 2 000 до 5 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 20 000 до 100 000 рублей.

Статья 8.5 КоАП РФ:

  • на должностных лиц — от 3 000 до 6 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 20 000 до 80 000 рублей.

Мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ)

Неблагоприятные метеорологические условия (НМУ) – это метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха, на уровне дыхания. К НМУ относятся: приподнятая инверсия выше источников, штилевой слой ниже источника, туман.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (Статья 19 ФЗ № 96 от 04.05.1999 г. «Об охране атмосферного воздуха»).

На территории Республики Крым порядок согласования Мероприятий по уменьшению выбросов вредных загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) утвержден Постановлением Совета Министров Республики Крым от 30 мая 2019 года № 302.

В проекте НМУ разрабатываются эффективные мероприятия по снижению концентрации вредных выбросов при наступлении неблагоприятных метеоусловий. Основой проекта НМУ являются инвентаризация источников выбросов и расчет нормативов ПДВ.

Срок действия Проекта НМУ

Бессрочно – до корректировки инвентаризации источников выбросов и расчетов нормативов ПДВ.

Согласование Мероприятий по уменьшению выбросов хозяйствующих субъектов Республики Крым в периоды НМУ осуществляется в Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым.

Ответственность за отсутствие проекта НМУ

Штраф предусмотрен статьей 8.1 КоАП РФ:

  • на должностных лиц — от 2 000 до 5 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 20 000 до 100 000 рублей.

Проект организации санитарно-защитной зоны (проект СЗЗ)

Обоснование границ санитарно-защитной зоны (СЗЗ) является обязательным для действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами таких объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего гигиенические нормативы, и осуществляется на основании проекта СЗЗ.

Под санитарно-защитной зоной (СЗЗ) подразумевается территория промышленного предприятия, в рамках которой распространяется негативное воздействие на окружающую среду от его производственного процесса. И только за её пределами разрешена жилая застройка, ландшафтно-рекреационные зоны и т.п. Таким образом, санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации промышленных объектов и производств.

Разработка проекта СЗЗ регламентируется требованиями Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222, а также ФЗ № 342 от 03.08.2018 г.

В соответствии с требованиями п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222 правообладатели объектов, в отношении которых подлежит установление СЗЗ, обязаны разработать проект СЗЗ, провести необходимые инструментальные замеры и подать заявление на установление СЗЗ в срок до 15.03.2019 г.

В настоящий момент сроки, связанные с установлением СЗЗ, определены п. 13 ст. 26 ФЗ № 342 от 03.08.2018 г.: собственники объектов, в отношении которых определены ориентировочные, расчётные (предварительные) СЗЗ, до 1 октября 2019 г. обязаны обратиться в Роспотребнадзор с заявлениями об установлении СЗЗ с приложением необходимых документов. При этом с 1 января 2020 года ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют.

Срок действия Проекта СЗЗ

Бессрочно. Корректировка проводится в случае изменения технологии производства, расположения и интенсивности источников выбросов, шума, электромагнитного поля — всех факторов, которые могут привести к изменению размера СЗЗ.

Ответственность за отсутствие Проекта СЗЗ

Штраф предусмотрен по следующим статьям:

Статья 6.3 КоАП РФ:

  • на должностных лиц — от 500 до 1 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 500 до 1000 рублей или приостановление деятельности на срок до 3 месяцев;
  • на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до 3 месяцев.

Статья 8.1 КоАП РФ:

  • на должностных лиц — от 2 000 до 5 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 20 000 до 100 000 рублей.

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР)

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) обязаны разрабатывать юридические лица и индивидуальные предпринимателями, осуществляющие деятельность на объектах I и II категорий (Статья 18 ФЗ № 89 от 24.06.1998 г.).

Для объектов I категории ПНООЛР является неотъемлемой частью комплексного экологического разрешения (КЭР).

Для объектов II категории ПНООЛР необходим для заполнения данных Декларации о воздействии на окружающую среду (ДВОС) для объектов II категории.

Проект ПНООЛР оформляется в соответствии с Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 № 50 в части, не противоречащей действующему законодательству.

В Проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) отражается информация о том, какие процессы приводят к образованию отходов, их вид, класс опасности и годовое количество; описываются места накопления отходов и их вместимость, а также устанавливается предельное количество отходов для размещения на конкретном объекте.

В настоящий момент целый ряд организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, оказались отнесены к I и II категориям НВОС. Данные организации ПНООЛР ранее не разрабатывали, исходя из особенностей действующего до 1 января 2019 г. законодательства.

Таким образом, для предприятий, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства и отнесенных к I категории НВОС, возникает необходимость незамедлительной разработки и согласования ПНООЛР до дня получения КЭР) и далее в составе КЭР, для того чтобы в Декларации о плате за НВОС за 2019 и последующие годы плата за размещенные отходы не взималась в пятикратном размере. Согласование ПНООЛР для I категории осуществляется в территориальном органе Росприроднадзора.

А для предприятий малого и среднего предпринимательства II категории НВОС возникает необходимость незамедлительной разработки ПНООЛР с одновременной разработкой ДВОС, также для того чтобы в Декларации о плате за НВОС за 2019 и последующие годы плата за размещенные отходы не взималась в пятикратном размере. Следует отметить, что ПНООЛР не является приложением к ДВОС и представляет собой отдельный документ, не требующий согласования.

Срок действия ПНООЛР

7 лет в составе КЭР или ДВОС — при условии неизменности технологических процессов.

Ответственность по ПНООЛР

Штраф за отсутствие или непредставление на утверждение ПНООЛР. Статья 8.2 (пункт 7) КоАП РФ:

  • на должностных лиц — от 20 000 до 40 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 40 000 до 60 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 200 000 до 350 000 рублей.

Штраф за превышение утвержденных лимитов на размещение отходов.Статья 8.2 (пункт 8) КоАП РФ:

  • на должностных лиц — от 20 000 до 40 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 40 000 до 60 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 200 000 до 350 000 рублей.

Постановка на учет объектов НВОС, актуализация сведений, снятие с учета

Постановке на государственный учет подлежат объекты, эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду посредством выбросов в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух, сбросов в водные объекты, размещения отходов (статьи 69, 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Объекты должны быть поставлены на учет не позднее шести месяцев со дня начала эксплуатации.

Согласно пункту 1, статьи 4.2 ФЗ №7 «Об охране окружающей среды» выделяют четыре категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду:

  • объекты, оказывающие значительное НВОС — объекты I категории;
  • объекты, оказывающие умеренное НВОС — объекты II категории;
  • объекты, оказывающие незначительное НВОС — объекты III категории;
  • объекты, оказывающие минимальное НВОС — объекты IV категории.
Порядок работ по постановке на учет объектов НВОС

Постановка объектов НВОС на учет осуществляется на основании заявки, которая подается в территориальные управления Росприроднадзора или Министерства природных ресурсов, в зависимости от того, к какому уровню надзора относится предприятие – федеральному или региональному. Форма заявки утверждена Приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554.

При составлении заявки на государственный учет объекта НВОС осуществляется предварительная бесплатная консультация. На основании полученных от Заказчика данных определяются сроки и стоимость работ, заключается договор.

На основании заявки в электронном виде выдается Свидетельство о постановке на государственный учет объекта НВОС с присвоением ему кода и категории.

Срок действия Свидетельства о постановке на учет

Бессрочно. За исключением случаев актуализации учетных сведений.

Актуализация учетных сведений об объекте НВОС осуществляется в случае:

  • замены юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность на объекте;
  • реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
  • изменения места нахождения объекта;
  • изменения характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
  • изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

На основании заявки об актуализации учетных сведений выдается Свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

Снятие с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в связи с представлением юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями сведений о прекращении деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду. Таким документом является акт о его консервации или ликвидации.

При снятии с государственного учета объекта НВОС выдается Свидетельство о снятии с государственного учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

Специалисты нашей организации не только помогут Вам составить заявку на постановку на государственный учет, но и подадут её в соответствующие для Вашего предприятия органы по Республике Крым. Срок рассмотрения заявки в соответствующих органах составляет 10 рабочих дней.

Ответственность по постановке на учет объектов НВОС

Штраф за невыполнение или несвоевременное выполнение постановки на учет. Статья 8.46 КоАП РФ:

  • на должностных лиц — от 5 000 до 20 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 30 000 до 100 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 30 000 до 100 000 рублей.

Штраф за искажение информации в заявке о постановке на учет. Статья 8.5 КоАП РФ:

  • на должностных лиц — от 3 000 до 6 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 20 000 до 80 000 рублей.

Инвентаризация источников выбросов в атмосферный воздух и проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ)

Инвентаризацию выбросов обязаны проводить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность с использованием стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (Статьи 22, 30 ФЗ № 96 от 04.05.1999 г. «Об охране атмосферного воздуха») и эксплуатирующие объекты НВОС I, II, III, IV категории.

Источниками выбросов являются: трубы, установки очистки газа, газоходы, воздуховоды, факельные устройства, места загрузки, выгрузки или хранения сырья, материалов, продукции, негерметичности (неплотности) технологического оборудования и т.п.

Инвентаризация оформляется в соответствии с Приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352. Документация по инвентаризации стационарных источников выбросов, утвержденная до вступления в силу данного приказа, является действующей и подлежит корректировке в случаях, предусмотренных в приказе.

Также согласно новому приказу № 352 инвентаризация не нуждается в согласовании в государственных разрешительных, контрольных и надзорных органах.

Отчет по инвентаризации источников выбросов является одним из основных документов при постановке на учет (либо актуализации данных) объекта негативного воздействия, а также при осуществлении производственного экологического контроля.

Срок действия Инвентаризации источников выбросов

Бессрочно, кроме случаев изменения в технологическом производстве, а также случаев изменения в количественном и качественном составе выбросов атмосферу. Все критерии корректировки отражены в приказе № 352.

Расчет нормативов допустимых выбросов обязаны проводить юридические лица и индивидуальные предприниматели, планирующие строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющие деятельность на объектах II категории (Статья 22 ФЗ № 7 от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды»).

Расчет нормативов допустимых выбросов является приложением к Декларации о воздействии на окружающую среду (ДВОС) для объектов II категории.

Для объектов III категории предусмотрено проведение расчета нормативов допустимых выбросов для радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).

По объектам НВОС IV категории нормативы допустимых выбросов не рассчитываются.

Срок действия Нормативов допустимых выбросов

7 лет в составе КЭР или ДВОС — при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ и стационарных источников.

Ответственность за отсутствие инвентаризации и расчета нормативов допустимых выбросов (ПДВ)

Штраф предусмотрен статьей 8.1 КоАП РФ:

  • на должностных лиц — от 2 000 до 5 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 20 000 до 100 000 рублей.

Обращаем Ваше внимание на то, что выплата штрафа все равно не освобождает организацию от необходимости разработать и согласовать проект ПДВ.